Ростовская компания несет финансовые расходы из-за несовершенства отечественного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности

Дата: 02.04.2015

Ростовская продовольственная компания ЗАО «Молодец» за последние годы неоднократно упоминалась в новостях, касающихся сферы охраны прав на интеллектуальную собственность. Это является лишь одним из подтверждений того, что менеджмент фирмы очень серьезно относится к вопросу развития своего бренда. Однако завершившийся недавно судебный процесс привел к тому, что ростовская компания приняла решение понести финансовые расходы, несмотря на то, что, по мнению её специалистов, экспертов отрасли имела все шансы выиграть суд, как говорится, вчистую. Проблемы вызваны не ошибками менеджмента, а несовершенством законодательства, системы регулирования сферы охраны прав на интеллектуальную собственность в России.

Суть дела в том, что ЗАО «Молодец» уже не один год владеет торговой маркой «Хлебцы-молодцы», также на её имя зарегистрирована упаковка, слово «молодец» в продовольственной товарной категории. Этот бренд длительное время используется для маркировки 4 десятков наименований продукции ростовчан. Однако в суд с иском к ЗАО «Молодец» обратилась московская фирма «Новые технологии», которая, как оказалось, тоже зарегистрировала ТМ «Молодец». Следует отметить, что среди специалистов истец давно известен в качестве фирмы, зарабатывающей непосредственно на брендах, но никакой собственно продукции не выпускающей.

Представители ЗАО «Молодец» указывают, что имели все основания выиграть данное дело, доказав, что москвичи не используют свой бренд. Однако ответчик принял решение выкупить у истца товарный знак за 0.7 млн. рублей. По этому пути (мировое соглашение) ростовчане пошли только потому, что таким образом можно существенно ускорить дело и повысить эффективность защиты своего бренда.

Эксперты данной сферы считают, что такой результат спора показывает несовершенство российского законодательства в сфере охраны интеллектуальные права. Ростовчане, которые не допустили никаких ошибок, своевременно и правильно зарегистрировали торговую марку, вынуждены были заплатить недобросовестным конкурентам, чтобы успешно развивать свой бизнес. Основные причины этого:

  • Длительные судебные и иные процедуры при ведении споров о правах на торговую марку
  • Обычным делом в российской практике является ситуация, когда исключительными правами на зарегистрированную в Роспатенте торговую марку имеют две и более компаний, частных лиц.
  • При определении нарушения интеллектуальных прав размер компенсации является произвольным и может составлять от нескольких тысяч до многих миллионов рублей, что в последнем случае способно привести и к банкротству нарушителя.

Основной причиной второго фактора является то, что согласно российскому законодательству при регистрации товарного знака заявитель должен сам вручную проводить патентный поиск. При этом критерии определения схожести товарных знаков (визуальных и словесных) являются неопределенными. Далее Роспатент бренды регистрирует, а в ответе оказываются только заявители. Необходима срочная коррекция отечественного законодательства в данной сфере.