Нейминг товарных знаков

В современных условиях роль доменного имени сопоставима в определенном смысле с именем человека. Как только доменное имя приобретает известность и популярность, оно тут же привлекает к себе пристальное внимание с целью дополнительного извлечения доходов. Часто практикуется захват «раскрученного» доменного имени, чтобы использовать повышенное внимание посетителей ресурса с известным доменным именем в корыстных целях. Владелец такого домена извлекает достаточно ощутимый доход, поэтому ему всегда следует опасаться правообладателей товарных знаков, имеющих сходное звучание или написание, а то и просто дальновидных и предприимчивых сетевых бизнесменов в области «сквоттинга».

Не так уж просто подобрать достойное имя чему бы то ни было – тем, кто с этим процессом сталкивался, знакомы муки творчества под названием нейминг. С определенных пор подобную работу поручают копирайтерам и специалистам по созданию и разработке различных наименований. В основе деятельности компаний по подбору коммерческих имен различным объектам лежат специальные методы, применение последних достижений семасиологии (семантики) и выявление корреляции при смысловом смешении на различных языках.

«Неймеры» не просто придумывают, а разрабатывают названия компаний, торговых марок и товарных знаков, переименовывают уже имеющиеся. Это в общем и целом творческий процесс, но мероприятия по комплексному неймингу подразумевают обязательную «примерку» разработанного наименования во всех возможных вариантах его использования. В основе имени бренда должны быть узнаваемые и отличительные черты, часто требуется соответствие наименования сути продукции или ее особым свойствам. В других случаях упор делается на запоминаемость или уникальность торговой марки, создание положительного имиджа или позиционирование в качестве абсолютной новинки.

Процесс нейминга не может происходить в отрыве от общей маркетинговой стратегии компании-заказчика и его будущей рекламной компании. Можно предположить, что серьезные работы в области нейминга уже сами по себе являются объектами интеллектуальной собственности, которые требуют определенных мер по охране. Поскольку результатом работы «неймеров» является создание бренда, заказчик получает в пользование оригинальный товарный знак для регистрации. Правильно и в должном порядке проведенные процедуры гарантируют владельцу нового товарного знака правовую защиту.

Сеть развивается значительно быстрее, чем предполагалось специалистами. А потребности в соответствующих торговым маркам доменных именах продолжают расти, и не всегда удается даже искушенным профессионалам нейминга провести полный комплекс работ по подбору наименования - доменных имен не хватает. В России ситуация стоит менее остро, поскольку с введением интернациональной доменной зоны RU и кириллического варианта написания доменов на уровне мировых технических стандартов, высвободится много свободных доменных имен. Специалистам по патентам наоборот работы прибавится, поскольку объем перекрестных проверок наименований на схожесть и разночтение возрастет.